Развивающая продленка

С самого рождения, каждый малыш как губка впитывает в себя удивительную по разнообразию и объему информацию об окружающем мире. На основе этой природной потребности детей к познавательной деятельности была разработана педагогическая система, автором которой более 100 лет назад стала итальянский педагог и психолог Мария Монтессори.  Она исходила из того, что каждый малыш одарён способностями и имеет естественную потребность в их развитии. А для того, чтобы эти способности смогли проявится и развиться, нужно создать особые условия.

В чём отличие педагогической системы Монтессори от традиционной классно-урочной системы обучения, на которой выросло большинство из нас? Принципиальное отличие в том, что дети обучаются в специально созданных условиях – «развивающей среде», где ребёнок не пассивный слушатель, а активный участник обучающего процесса.

Учебное пространство организованно так, что малыши свободно передвигаются во время занятий, самостоятельно выбирают заинтересовавший их вид деятельности. Каждый ребенок, ориентируясь на собственные ощущения, выбирает себе темп и продолжительность работы.

Обычно, эти занятия проходят в группе, где одновременно могут работать дети разных возрастов. На занятиях никому не предъявляют жестких требований, не ставят оценок, не сравнивают друг с другом, не хвалят и не наказывают. Взрослый (педагог или родитель) выступает в качестве помощника, который не навязывает свой опыт, а наблюдает и заинтересовывает ребёнка.

Что из себя представляет развивающая среда Монтессори? Для создания развивающей среды обязательно используют дидактический материал, который по своей структуре соответствует естественным периодам развития ребенка: развития мелкой моторики; восприятия предметов, сенсорного развития; развития речи; получение социальных навыков. Следуя данной логике, «развивающая среда» (обучающее пространство) включает в себя 5 основных зон:

Зона «повседневной жизни» — наиболее важная, так как получая практические знания, дети учатся быть самостоятельными и ответственными. Здесь ребёнку в игровой форме, используя предложенный дидактический материал, предлагается самостоятельно справляться с каждодневными задачами: одеваться, чистить зубы, мыть посуду, заботиться о своих вещах, прибираться, заниматься другими несложными бытовыми занятиями, к которым, зачастую, взрослые их одних не допускают.

Сенсорная зона развивает восприятие органов чувств (осязания, обоняния, слуха, зрения), помогает изучению физических законов: размеров, предметов, форм, величин.

Зона математического развития даёт представление о цифрах, составе чисел, основных математических действиях: сложении, вычитании, делении и умножении.

Языковая зона способствует расширению словарного запаса малыша, знакомит его с буквами, фонетикой, обучает составлять слова, предложения.

Зона «космоса» даёт представление об окружающем мире и о себе.  Благодаря специальным пособиям, ребёнок получает начальные знания ботаники, географии, физики, химии, астрономии, зоологии, анатомии.

На первый взгляд можно предположить, что, если дать ребёнку свободу, избавить его от авторитарности взрослых, он станет неуправляемым и непослушным. Однако развивающая система Монтессори не рождает хаос, она действует по правилам. Безусловно немаловажную роль здесь играет и профессионализм педагогов, и заинтересованность родителей. Здесь как раз и будут работать наши специалисты.

С самых ранних лет малыши учатся самостоятельно обслуживать себя. Удивительно, но эти дети находят удовольствие в получении новых знаний. Многолетняя практика показала, что работа детей в Мотессори-группах даёт им независимость от воли взрослого. Ведь развивающая среда помогает малышу формироваться как личность, пропадает необходимость жестко требовать исполнения воли взрослого, с ребенком можно и нужно спокойно договариваться. В результате, работа в группе позволяет каждому формировать собственное мнение, но при этом, учит уважать себя и окружающих.

   по данному принципу организуется и работа для более взрослых людей, которые хотят понять себя как личность.

 

Comments are closed.